Психея — жена бога любви Эроса — была столь прекрасна, что в нее влюбился бог западного ветра Эол. Однако жена была верна мужу, а потому коварный ветер пустился на хитрость. Воспользовавшись отсутствием Эроса, он под покровом ночи прокрался в покои безмятежно спящей Психеи и без промедления поцеловал ее в губы. Как в лучшем из сериалов, в этот вероломный момент его и застиг неожиданно вернувшийся Эрос. Страшно разгневался бог любви, а потому незамедлительно оторвал Эолу одно из его крыльев. Они подняли такой шум, что разбудили Психею. Она отреагировала моментально: взяла из рук мужа пернатый трофей и принялась кокетливо им обмахиваться, что, как ни странно, тут же утешило гнев Эроса… Легенда гласит, что так появился первый веер. Что ж, может, так оно и было…
Средь шумного бала
Когда мы слышим слово «веер», то представляем себе шумные балы, маскарады и пышные празднества, мы видим роскошно одетых женщин, небрежно поигрывающих дорогими безделушками. Веер — это требование моды и нерасчетливой женской прихоти, во всяком случае, так наверняка считает большинство из нас, и при этом мало кто задумывается о его практическом назначении. Между тем еще на заре человечества палящее солнце, несносная жара рои ненасытных насекомых заставили людей искать защиты от них, так и возникли мухобойка, зонтик и, наконец, опахало.
Изначально лист большого растения привязывали над кроватью больного или над колыбелью младенца. Лист раскачивался на ветру, обеспечивая приток свежего воздуха, спасая от жары и духоты. Впрочем, люди верили, что опахало защищает их не только от, так сказать, природных напастей, но и от сил зла, сглаза и порчи. И чтобы усилить это свойство, на нем изображали различные узоры и символы богов или писали тексты молитв. С течением времени опахало значительно сократилось в размерах и превратилось в изящную дамскую игрушку — веер, но своей способности противостоять силам зла не утратило. На Востоке и по сей день верят, что с помощью этого немудрящего предмета можно призывать духов и снимать порчу, а заодно навевать душевный покой. А еще говорят, что, если человек хочет, чтобы Бог его услышал, он должен написать ему послание на веере.
Причины популярности
Вакпвые веер начали использоваться в Японии и Китае во II тысячелетии до Рождества Христова. Их форма была взята, конечно же, от древесного листа. Какое-то время веер так и изготовляли: брали лист пальмы, а к нему приделывали ручку, вырезанную из кости или дерева.
В средневековье особое распространение получили веера, составленные из перьев. Намного реж можно было встретить эти вещички в виде прямоугольника или четвертой части круга, снабженные деревянной ручкой.
Знакомый нам складной веер в Португалию из Китая привезли купцы. Это произошло на рубеже XV-XVI веков. Он представлял собой ряд ребер, соединенных как перепонкой материей или пергаментом. Более дорогие версии были целиком выполнены из костяных, перламутровых, деревянных или черепаховых пластинок. Из Португалии он перекочевал в Англию, затем в Испанию, Италию, а уже оттуда — во Францию. Складной веер очень понравился Екатерине Медичи, она ввела его в моду, так что своей популярности он обязан именно ей. Во всяком случае именно с XVI века он начинает свое триумфальное шествие.
Этикет и модный приговор
XVII-XVIIIека были ознаменованы самым разгаром моды на веер именно в тех странах, где климат не предусматривал его природную необходимость. Сделанный из баснословно стоящих материалов — тончайшей расписной шелковой парчи, золота, кружев, пластинок из слоновой кости, — веер являлся признаком престижа, «визитной карточкой» принадлежности к высшему обществу. Впрочем, этот аксессуар должен был следовать не только изыскам моды, но и подчиняться требованиям придворного этикета. Так, во Франции дамы не могли раскрывать веера в присутствии королевы. Исключения составляли лишь те случаи, когда ими пользовались в качестве подноса, чтобы подать что-нибудь Ее величеству.
«Веер в руках красавицы — скипетр на владение миром», — говорили в то время, поскольку искусство знакомиться, поддерживать разговор или дать понять, нравится кавалер или нет, во многом определялось положением веера, а не сказанными словами. Веер скрывал разгоряченные лица красавиц, пятнышки от вина на корсаже. Под ним прятали и передавали записки, сыпали яд в бокалы. В общем, веер стал неотъемлемой частью туалета светской дамы.
Должность зефира
В России же веер появился во время правления Петра I и изначально был воспринят совместно со многими его нововведениями «в штыки». И тем не менее прижился, достигнув пика своей популярности он во время царствования Елизаветы Петровны. Во второй половине XVIII века веер получил столь широкое распространение, что попал на страницы как модных, так и сатирических журналов.
Возможно, вам будет любопытно пролистать их? Надеемся, что да.
Итак, одевшись в костюм самой последней моды, щеголиха всецело предается разнообразным развлечениям: она не пропускает ни комедии, ни маскарадов, ни «гульбищ». Куда бы она ни пошла — она всегда берет с собой веер. Почему? Во-первых, потому, что он исполнял «должность зефира», то есть охлаждал красавицу «в общественных собраниях и домашних вечеринках». А во-вторых, потому, что «сама богиня любви решила выдумать сии магические палочки, которых употребление приведено в правило и заключает в себе таинственную науку знаков красавиц и щеголей».
Язык веера
Какая же это наука и чему она учила? Дело в том, что «несколько палочек или косточек, соединенных приклеенной к ним тафтою или картонкою», — то есть веер — превратились в руках дамского пола в эдакую морзянку, поскольку с «помощию сих игрушек» они стали обозначать «разные страсти, желания, хитрости и притворную нежность». Понятно теперь? Веером пользовались как живым образным языком для выражения различных душевных состояний и отношений.
Например, как дать понять кавалеру, что он может провести с вами время, когда он несвободен, а вы замужем?
Очень просто — с помощью неровного помахивания веером. «Одного любить не в моде — нынче машут по погоде», — делали вывод светские львы.
А вот еще несколько пунктов из «веерной грамматики»: раскрыть веер и, прикрывшись им, зевнуть — выразить скуку в присутствии надоедливого собеседника; коснуться веером правого плеча — выразить ненависть; закрыть веер и опустить его на вытянутой руке — выразить презрение; коснуться ладонью правой руки раскрытого веера — выразить влюбленность; незаметно приподнести к правому глазу — выразить желание скорой встречи и т.д. Как видите, с помощью прелестной дамской игрушки можно было сказать что угодно, кому угодно, но, помимо перечисленного, веер применялся еще и в качестве испытания для поклонников.
Как ко мне относишься?
Итак, красавица желает выяснить, каков ее поклонник на самом деле. Вежлив ли он? Обходителен? Внимателен? Как он воспитан? Чтобы ответить на все эти вопросы, чего только не делали светские красавицы со своими веерами — теряли, роняли, забывали — и все это «нечаянно». Тот кавалер, что первым находил и доставлял «пропажу» хозяйке, обычно побеждал соперников — а как же, ведь такой поступок доказывал, что он хорошо воспитанный, галантный кавалер. В общем — первостатейный жених!
На веерах писали любовные стихи, ноты модных романсов. Подобные «библиотеки» переходили из рук в руки, занимая иногда целую толпу щеголей и щеголих. Любопытно, но когда волокита, изливая свои чувства в страстных речах, произносил что-нибудь двусмысленное, красавица поспешно, но не сильно ударяла его свернутым веером, после чего усмехалась и говорила: «Перестань, пожалуй». Эта веерная пикировка лучше любых слов и поступков давала понять кавалеру, что он, конечно же, душка, ему многое прощается, но забываться все же не следует.
До известной степени веер заменил и любовные письма. Например, чтобы узнать, как к нему относится предмет его обожания, влюбленный просил дозволения написать на веере какие-нибудь вежливые стихи. Раз позволили — значит, относятся благосклонно, А уж если красавица сама писала ему что-нибудь на веере (содержание послания было при этом не слишком важным, главное — на чем написано), то обожатель принимал это за тайное объяснение в любви.
Обнаружение и сокрытие
Веер, помимо всего прочего, «служил средством к обнаружению дамских прелестей». «Возбуждающие благодати» имели сильное воздействие на мужчин, а потому женщины легко этим пользовались.
А еще под ним искусно скрывались «маленькие» женские недостатки. Например, плохие зубы очень заметны, когда зеваешь или смеешься, а так, прикроешься веером — и чудо как хороша! Ранние морщинки, маленькие прыщики и родимые пятна, следы от укусов насекомых и страстных поцелуев — все это пряталось за раскрытыми веерами. Вот дамы и размахивали ими, словно заправские фехтовальщицы. Так что, то еще было искусство!
Совершенно недопустимо
В девятнадцатом веке мода на веера начинает уходить, причем в большей степени из-за того, что их стали делать из дешевых материалов и по желанию любой женщины. Теперь эту «визитную карточку» высшего общества могли позволить себе представительницы абсолютно всех сословий. Видимо, светских красавиц весьма оскорблял сей факт. Еще бы — какие-то прачки с модистками и — они, первые дамы общества! Совершенно недопустимо. А потому уже в начале двадцатого века о веерах — необязательных предметах обихода — вспоминали, только когда теряли или находили… Кстати, потерять — к беде, найти — к прибыли…